Точное прогнозирование продаж - важный и недорогой способ увеличения прибыли, который также позволит снизить влияние рисков на основные процессы, происходящие внутри компании. По результатам построенного прогноза появляется возможность смоделировать наиболее благоприятную среду для производства и распространения товара. От своевременного распространения лекарственных средств по основным каналам продаж, зависит здоровье людей, нуждающихся в медицинской помощи. Строгое ограничение проведения маркетинговых кампаний фармацевтическими дистрибьюторами, лишает их основного механизма воздействия на покупательскую способность в отношении той или иной производимой и распространяемой ими продукции. В таких условиях необходимо искать другие пути увеличения полученной прибыли. Одним из таких путей является оптимизация распространения фармацевтических препаратов. Данный подход влияет не только на количество прибыли, получаемой дистрибьюторами, но и снижает вероятность появления нехватки лекарств в лечебных учреждениях и аптеках. Реализацией такого подхода является построение прогноза продаж с учетом факторов влияния на распространение каждого препарата в условиях рынка.
Одна из главных проблем фармацевтических компаний, заключается в контроле уровня запасов, для предотвращения издержек чрезмерной инвентаризации, но с другой стороны важно не допустить потерю клиентов из-за нехватки лекарств. Система прогнозирования очень востребована в данной области в связи с коротким сроком хранения многих фармацевтических продуктов и необходимости контроля качества. В данный момент почти все фармакологические компании используют простые статистические методы прогнозирования реализации продукции. Но имея доступ к данным прошлых продаж, фармацевтические распределительные центры могут делать точные и надежные прогнозы. Поскольку расчеты должны выполняться с высокой точностью и за короткое время, этого невозможно добиться с помощью ручных или традиционных методов. Следовательно, предпочтительно применять методы интеллектуального анализа данных. Управление запасами, транспортировка и финансовые затраты содержат высокий процент общих расчетов фармацевтических компаний. Как правило, компании покупают продукты у производителей и платят за них сразу, но продажи компенсируют эти затраты постепенно. Этот разрыв представляет угрозу появления непредвиденных расходов и издержек. Поэтому большинство дистрибьюторов этой отрасли ищут современные и точные методы прогнозирования будущих продаж, чтобы уменьшить затраты на закупку и хранение продукции и увеличить прибыль при своевременном удовлетворении потребностей клиентов. Общие существующие методы прогнозирования неэффективны для фармацевтических компаний, так как для этих методов требуется большая выборка данных о продажах каждого товара. Товары в свою очередь постоянно заменяются аналогами или обновляются, усиливая эффект или убирая побочные эффекты. Следовательно, необходимо построить точную модель прогнозирования продаж фармацевтических продуктов с помощью одного из методов интеллектуального анализа данных с учетом постоянного обновления лекарств и отсутствия достаточного количества данных о прошлых продажах препаратов каждого вида. Процедура разработки ценовых прогнозов для целой группы товаров значительно усложняется в связи с объективной необходимостью анализа и оценки сезонных колебаний цен. Ярко выраженным сезонным характером ценовых колебаний обладают витаминные препараты, антимикробные, иммуномодулирующие, анальгезирующие, жаропонижающие и другие лекарственные средства, применяющиеся главным образом для профилактики и лечения простудных заболеваний, которые проявляются в осеннезимний временной период. Алгоритм прогнозирования цен на лекарства подобного типа обычно базируется на построении тренд-сезонных моделей, предполагающих математическое описание основной тенденции ценовых изменений и количественное измерение «сезонной волны». Вместе с тем, как показывает современная отечественная практика тренд-сезонного моделирования, к решению основополагающей задачи по обнаружению и описанию трендовой составляющей обычно подходят формально, используя для этого традиционный способ аналитического выравнивания исходного ценового ряда. При таком подходе не учитывается влияние присутствующих в исходном временном ряду цен сезонных и случайных колебаний, следствием чего становится невысокая точность моделирования и достоверность прогнозов. Для решения этого ряда проблем необходим подход, состоящий в предварительном сглаживании исходного ценового ряда с помощью скользящих средних, с последующей количественной оценкой.
Факторный анализ - это методика комплексного и системного изучения влияния факторов на результат построения модели или прогноза. В процессе анализа выявляются латентные факторы, которые объединяют в себе сильно коррелированные параметры. Полученные факторы оцениваются с точки зрения значимости для результирующего показателя. Анализируя факторы, влияющие на количество продаж фармацевтических компаний, можно отметить, что некоторые из них имеют высокий коэффициент корреляции. Для построения более точного прогноза и уменьшения количество шумов схожие факторы необходимо объединить в один, наиболее значимый фактор (фактор высокого порядка). Из этого можно выделить две цели факторного анализа:
В результате построения факторного анализа было выделено два наиболее значимых фактора, которые объединили в себе: анализа:
Можно наблюдать из графика, что с началом проведения промо-кампании снижение прибыли останавливается и в последующем находится на уровень выше (на 7- 10 тыс. больше) чем прогноз прибыли без проведения кампании. Тем самым доказана гипотеза влияние второго выделенного фактора на прибыль от продаж лекарственных средств
Для построения годового прогноза продаж лекарственных средств, необходимо получить модель изменения факторов влияния в течении этого года на основе имеющихся данных. Так как эти факторы изменяются линейно по отношению к текущей дате, воспользуемся методом линейной регрессии для получения модели прогнозирования их значений.
По полученным значениям факторов, оказывающих влияние на количество продаж фармацевтических препаратов, смоделируем прогноз с помощью метода случайных лесов на 2017 год. Изменения продаж получились следующие:
Пропуск почти четверти данных также снижает точность прогноза. На основе этого невозможно конкретизировать влияние каждого фактора на количественные показатели прибыли. Используя имеющееся количество данных, и учитывая ошибки при заполнении пропущенных данных и построения столь долгосрочного прогноза, основываясь на факторном анализе была доказана общая гипотеза зависимости прибыли от проведенных маркетинговых кампаний.